В каком состоянии находится рынок коммерческой недвижимости?
Какие тренды появились в этой нише?
На что обращают внимание арендатор и покупатель помещения?
Почему «Агентство регионального развития» работает только с коммерческой недвижимостью?
На эти и другие вопросы в интервью от «БИБОСС» ответил генеральный директор Федеральной сети АРР Виталий Денисов. Делимся выдержками.
«В каком состоянии находится рынок коммерческой недвижимости в России сегодня?»
Я могу сказать, что рынок растет с точки зрения количества предложений. Конкуренция становится на рынке более жесткая. И, конечно, требования к арендаторам, требования к помещениям, требования к собственникам объектов, которые управляют этими помещениями, они растут...
... Раньше ставка, в моем понимании, была выше, потому что рынок был менее профессиональным. Сейчас надо понимать, кто является основным арендатором. Это и различные федеральные сети, это различные профессиональные игроки рынка.
«Какие тренды появились на рынке недвижимости?»
...Появляются новые форматы: различные коворкинги, различные коливинги, миксы. Отмечу концепцию общепита, общественное питание. Наверное, важным драйвером развития стрит-ритейла становятся рестораны, кафе. То есть, тренд, благодаря которому большинство, именно молодёжь, уже меньше готовит дома, питается где-то по дороге. В процессе появляются различные концепции быстрого перекуса: фастфуд, стритфуд. В моем понимании рынок становится более разнообразным...
«Как вы считаете, на что будущие арендаторы и покупатели обращают особое внимание?»
Если говорить про аренду, тут всё очень просто. В идеале, ты должен дать помещение арендатору, чтобы он мог заехать, но не заниматься выравниванием стен, ремонтом пола, протёкшей крыши и другими вопросами...
... Если мы говорим про продажу объекта, тут всё гораздо сложнее. Надо понимать, что цену продажи во многом формирует сейчас иной инвестиционный потенциал. Есть такой крупный класс потенциальных покупателей, как инвесторы. И у инвесторов есть чёткое понимание, что они хотят покупать. Часто это объекты с реальной окупаемостью в 6-7 лет.
«Можете ли вы вспомнить самый экзотический объект, с которым компания работала?»
В основном, вся экзотика и необычность касается индустриальных объектов. Различные промышленные объекты, с которыми, конечно, большинство собственников не знает, что делать...
...Были и бомбоубежища. Это хороший подвал с высокими потолками и, как правило, он большой с минимальным количеством колонн.
«Ваша компания специализируется на коммерческой недвижимости, а это нечастый случай на российском рынке. С чем это связано?»
... Мы выбрали для себя, соответственно, коммерческую недвижимость, и когда мы создавали инструментарий работы с собственником и с арендатором, он, конечно, затачивался и разрабатывался исходя из специфики сегмента. В конечном счёте , это стало нашим конкурентным преимуществом. Мы понимаем, что клиенты разные в этих сегментах работают. И, конечно, если ты хочешь в каком-то сегменте стать лучшим, то нужно четко выбрать сегменты и разрабатывать инструментарий и стандарты работы именно под опыт клиента.
Для того, чтобы оказывать собственникам лучшие услуги, мы выбрали себе чёткую специализацию. И в этой специализации развиваемся уже более пяти лет.